Но об этом знают точно только грешные магистры!
Яков Кротов, Границы церкви и безграничность церкви
Церковь инклюзивна – или, говоря языком Библии,»спасение – для всех». Спасение для всех по определению. Ведь в лице Адама и Евы согрешило всё человечество, спасать надо всех.
Может ли Бог спасти всех, встретим ли мы, спасённые, в нашем раю Гитлера-Сталина-моегососедакоторыйтакая сволочь, – это теоретический вопрос. Практический вопрос: как быть в Церкви.
Психолог Людмила Петрановская описала случай девочки, которую перевели из обычной школы – немного снобистской, поскольку «повышенного уровня» – в школу необычную, поскольку «повышенного уровня» не только в смысле обучения, но и в смысле педагогики. После первого же дня дочь в отчаянии сообщила матери, что не в силах решить домашнее задание.
Задание не было необычайно сложным. В предыдущей школе девочка решала и более трудные. Ей мешал какой-то стресс, она была напугана. Мать взмолилась об инсайте – так психологи называют озарение – и вдруг поняла. Спросила дочь, уж не боится ли та, что её выгонят из школы, если она не решит эти задачи и вообще будет плохо учиться. В предыдущей школе главным стимулом к учёбе были именно такие угрозы преподавателей. Девочка призналась, что боится.
«Не бойся! – сказала мама самым внушительным из всех торжественных голосов. – Из этой школы тебя не выгонят ни за что, даже если ты… даже если ты… даже если ты взорвёшь кабинет директора!»
Дочь переспросила. Мама подтвердила. Дочка переспросила ещё раз. Мама подтвердила.
Дочка ушла и через пять минут вернулась, решив все задания.
Вот такой и должна быть Церковь. Для того и установлено таинство покаяния. Спасение не в том, чтобы отфильтровать грешников, а в том, чтобы спасти грешников, как бы те не выдрючивались. Спасение совершается не пужанием, а люблением.
Трудность в том, что Церковь Нового Завета формируется изначально из людей Ветхого Завета, привыкших к тому, что спасение – это система запретов, за нарушение которых изгнание или смерть. Не Бог придумал эти запреты – они существовали задолго до встречи Авраама с Богом, и откровение Божие Авраам, Моисей, Давид истолковали в привычных для себя представлениях как систему дополнительных запретов. Церковь – тот же Израиль, и ей было естественно изгонять, исключать, пугать анафемами и реально анафематствовать. Было естественно – но уже давно проросло зерно Христа, уже давно появилось осознание того, что Церковь (Израиль) должна быть иной – не исключающей, а включающей, не всенаказывающей, а всеобъёмлющей.
Рассуждать следует не о границах Церкви, а о безграничности Церкви, строить Церковь не на страхе отлучения, а на радости: никто и никогда не выгонит, даже если ты взорвёшь кабинет директора. Директор Церкви, конечно, невидим, но в Средние века говорили же о некоторых «гордецах», «кощунниках», что они хотят Бога за бороду дёрнуть. За такие хотения и отлучали, и сжигали, и вешали – как же, кощунники! Надо же Бога защитить от оскорблений! Лишь редко-редко раздавались голоса, что Бог, если захочет, Сам Себя защитит. Не защищает – значит, хочет не Себя защитить, а другого спасти.
Как быть такой Церковью, из которой не исключают, – задачка не из простых. Кажется, не имеющая решения. Но, как говорится, «когда кажется – перекрестись». Успокойся. Не бойся, что Церковь разрушится, что Бог тебя накажет за доброту к другим, за безграничность. Успокойся – и ищи решение, ищи с Богом и с другими людьми. Этого решения, конечно. нет – его лишь предстоит создать, выработать, изобрести, и процесс изобретения едва ли не интереснее результата, да, может быть, и есть результат.
yakov-krotov.livejournal.com/1288775.html
Церковь инклюзивна – или, говоря языком Библии,»спасение – для всех». Спасение для всех по определению. Ведь в лице Адама и Евы согрешило всё человечество, спасать надо всех.
Может ли Бог спасти всех, встретим ли мы, спасённые, в нашем раю Гитлера-Сталина-моегососедакоторыйтакая сволочь, – это теоретический вопрос. Практический вопрос: как быть в Церкви.
Психолог Людмила Петрановская описала случай девочки, которую перевели из обычной школы – немного снобистской, поскольку «повышенного уровня» – в школу необычную, поскольку «повышенного уровня» не только в смысле обучения, но и в смысле педагогики. После первого же дня дочь в отчаянии сообщила матери, что не в силах решить домашнее задание.
Задание не было необычайно сложным. В предыдущей школе девочка решала и более трудные. Ей мешал какой-то стресс, она была напугана. Мать взмолилась об инсайте – так психологи называют озарение – и вдруг поняла. Спросила дочь, уж не боится ли та, что её выгонят из школы, если она не решит эти задачи и вообще будет плохо учиться. В предыдущей школе главным стимулом к учёбе были именно такие угрозы преподавателей. Девочка призналась, что боится.
«Не бойся! – сказала мама самым внушительным из всех торжественных голосов. – Из этой школы тебя не выгонят ни за что, даже если ты… даже если ты… даже если ты взорвёшь кабинет директора!»
Дочь переспросила. Мама подтвердила. Дочка переспросила ещё раз. Мама подтвердила.
Дочка ушла и через пять минут вернулась, решив все задания.
Вот такой и должна быть Церковь. Для того и установлено таинство покаяния. Спасение не в том, чтобы отфильтровать грешников, а в том, чтобы спасти грешников, как бы те не выдрючивались. Спасение совершается не пужанием, а люблением.
Трудность в том, что Церковь Нового Завета формируется изначально из людей Ветхого Завета, привыкших к тому, что спасение – это система запретов, за нарушение которых изгнание или смерть. Не Бог придумал эти запреты – они существовали задолго до встречи Авраама с Богом, и откровение Божие Авраам, Моисей, Давид истолковали в привычных для себя представлениях как систему дополнительных запретов. Церковь – тот же Израиль, и ей было естественно изгонять, исключать, пугать анафемами и реально анафематствовать. Было естественно – но уже давно проросло зерно Христа, уже давно появилось осознание того, что Церковь (Израиль) должна быть иной – не исключающей, а включающей, не всенаказывающей, а всеобъёмлющей.
Рассуждать следует не о границах Церкви, а о безграничности Церкви, строить Церковь не на страхе отлучения, а на радости: никто и никогда не выгонит, даже если ты взорвёшь кабинет директора. Директор Церкви, конечно, невидим, но в Средние века говорили же о некоторых «гордецах», «кощунниках», что они хотят Бога за бороду дёрнуть. За такие хотения и отлучали, и сжигали, и вешали – как же, кощунники! Надо же Бога защитить от оскорблений! Лишь редко-редко раздавались голоса, что Бог, если захочет, Сам Себя защитит. Не защищает – значит, хочет не Себя защитить, а другого спасти.
Как быть такой Церковью, из которой не исключают, – задачка не из простых. Кажется, не имеющая решения. Но, как говорится, «когда кажется – перекрестись». Успокойся. Не бойся, что Церковь разрушится, что Бог тебя накажет за доброту к другим, за безграничность. Успокойся – и ищи решение, ищи с Богом и с другими людьми. Этого решения, конечно. нет – его лишь предстоит создать, выработать, изобрести, и процесс изобретения едва ли не интереснее результата, да, может быть, и есть результат.
yakov-krotov.livejournal.com/1288775.html