Но об этом знают точно только грешные магистры!
Вопросы всемогущества

Написано по просьбе Финтифлея Дракошина.

Многие философы рассуждали на тему того, что означает всемогущество. Ими было было сформулировано множество вопросов. Невозможно составить их полный список, поэтому я ограничусь только некоторыми. Поскольку изложенить все решения тоже невозможно, ибо их разнообразие очень велико, я расскажу только о тех, которые считаю правильными.
Понятия "всемогущий" и "Бог" я буду использовать как синонимичные.

Может ли Бог сотворить камень, который не может поднять? Может ли Бог прекратить быть всемогущим? Если нет, то разве он всемогущ?Такая проблема возникла из-за того, что понятию "всемогущества" давалось недостаточное определение "всемогущество - это способность делать всё". Если дополнить это определение - "всё, что теоретически возможно", то можно будет легко решить её: нет, не может, но Бог всё равно всемогущ, потому что даже теоретически невозможно ограничить его силу.

Может ли Бог сотворить треугольный квадрат? Если нет, то разве он всемогущ?Это псевдопроблема, потому что Бог может сотворить любое возможное нечто. Но каждому нечто имеет своё наименование для того, чтобы отличать его от других нечто. Понятие "треугольный квадрат" - это лингвистический казус, сочетание названий принципиально различающихся предметов.

Если Бог добр, то почему в мире есть зло? Почему он допускает страдания? А если Бог не Всемогущ, то зачем называть его Богом?
Очевидно, присутствие зла в мире необходимо как одно из условий выбора, который должен сделать каждый человек - выбора между добром и злом. По всей видимости, Бог хотел, чтобы мы выбирая между добром и злом, видели примеры зла - иногда жуткие для отчаяния.
И его милосердие в том, что любое страдание земной жизни относительно скоро закончится, а все, кто не выбрал Отвратительное, попадут в рай, время пребывания в котором бесконечно больше земной жизни.

Если некто всесилен, то он может знать всё: в том числе, и будущее каждого человека. Если он это знает, то свобода воли - это фикция, ибо тогда возможен только один единственный вариант развития событий. Как совместить свободу воли и всесилие Бога?
Если признавать наличие свободы воли, то необходимо признать, что знать будущее даже теоретически невозможно, и Бог, по всей видимости, в таком случае знает только всевозможные варианты будущего, и никак не больше того.

Не ограничивают ли всемогущества желания?
Нет, вообще для того, чтобы быть способным что-то делать сознательно, нужен волевой акт, основывающийся на желании. Несознательная деятельность не имеет даже контроля сама над собой, что уж тут говорить о всемогуществе! Таким образом, желания - фундамент всемогущества. Если бы Вссесильный не обладал желаниями, то он не имел бы власти даже сам над собой.

=========================
Какие ещё проблемы всемогущества рассмотреть?

@темы: Теологические заметки

Комментарии
06.10.2011 в 20:58

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Интересно и хорошо, но на первый вопрос мне более нравится Борморское определение - "Всемогущество - это возможность делать все, что угодно", т.е. раскрытие парадокса через желание.
06.10.2011 в 21:05

Но об этом знают точно только грешные магистры!
А я нет. Такая формулировка двусмысленна. И одна из трактовок формулировку приводит к вопросу "К примеру, Бог хочет дождя в четверг. Неужели Бог не может послать жару вместо дождика?".
06.10.2011 в 21:30

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Basilio Orso, если он посылает - значит, он проявляет свою свободу воли в контексте желания. Значит, он хочет поступить вопреки своему желанию.
06.10.2011 в 21:32

Но об этом знают точно только грешные магистры!
Второго предложения не понял. Переформулируй, пжлст, эту мысль иными словами.
06.10.2011 в 21:43

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Basilio Orso, без желания (волевого импулься) никто, обладающий свободой воли, не может сделать ничего. Если кто-то что-то сделал, значит, он проявил волевой импульс.
06.10.2011 в 21:45

Но об этом знают точно только грешные магистры!
Ты переформулировал именно предложение "Значит, он хочет поступить вопреки своему желанию" ?
06.10.2011 в 21:47

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Basilio Orso, я дал пояснение, а не переформулировал.
06.10.2011 в 21:48

Но об этом знают точно только грешные магистры!
Понятно.
06.10.2011 в 21:51

Финтифлей Дракошин пишет:

Если рассматривать эту проблему с такой точки зрения, то я должен отметить, что с неё смотреть действительно удобно)
Но это не значит, что нельзя подобрать контраргументы) например о знании вариантов будущего - даже если так, то всё же какой именно вариант выпадет разве не зависит от самого Бога, Его воли?) или же это отдано исключительно на откуп совокупности (блин, опять каламбурю) свободных выборов различных людей? Проще говоря, при таком рассмотрении молитвы, обращённые к Нему, не имеют никакого значения - ведь если не Он выбирает вариант наступающего будущего, то смысл молитвы лишь в том, чтобы утешать самого молящегося - и более ни в чём, поскольку вмешательства Бога гарантированно не произойдёт) Даже на неявном уровне. Потому что логично выходит, что всё зависит от случайности или комплекса факторов)
Также хочется узнать степень возможности псевдоограничения Всемогущим своих возможностей. Мне кажется очевидным, что он может ограничить себя в чём-либо. Свободный выбор людей - это частный случай этого. Но не менее очевидным я признаю и то, что он может в любой момент отменить любое "ограничение" - хотя это не факт, что сделает, естественно)
06.10.2011 в 22:06

Но об этом знают точно только грешные магистры!
Это отдано на откуп совокупности свободных выборов различных существ (включая самого Господа). Действия Господа, как и действия простых людей, частично предопределяют дальнейший ход событий.

Теоретически Бог может ограничить себя в любой деятельности (кроме тех ограничений, наложение которых противоречит его этическим принципам), кроме своего существования и возможности отменить ограничения (кроме тех ограничений, отмены которых противоречит его этическим принципам).
К слову, я считаю более точным использовать не понятие "ограничения", а понятие "неиспользования возможностей", ибо второе понятие более точно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail