Но об этом знают точно только грешные магистры!
Православие и эвтаназия
Широко распространенное мнение гласит, что единственный возможный взгляд для православного христианина на эвтанию - это взгляд, согласно которому это грех, закрывающий ворота рая для эвтаназируемого, и грех, закрывающий воротая рая до покаяния, тем, кто ему помогал в этом.
Это не так.
На Вселенских Соборах не было принято догмата даже о том, что эвтаназия - это грех, уже не говоря о принятии догмата о том, что эвтаназия - это грех, закрывающий ворота рая для эвтаназируемого, и грех, закрывающий воротая рая до покаяния, тех, кто ему помогал в этом. Значит, православные христиане могут иметь насчет нее самые разные точки зрения. Православие, как и многие другие течения христианства, вообще очень и очень плюралистичная конфессия. Лично я считаю, что эвтаназия - это просто грех, в очень редких случаях - страшный, а часто - очень небольшой.
Точка зрения православного, который благожелательно относится к практике эвтаназии, может основываться, к примеру, на следующих рассуждениях:
Эвтаназия - это милосердное прекращение жизни человека, спасение его от ужасного существования.
Да, шестая заповедь декалога гласит "Не убий". Но тут имеет место немного некорректный перевод. Этой заповедью запрещается действие, чей смысл близок к значению английского глагола to murder. Ею запрещается убийство, которое является преступлением с точки зрения законов того времени, когда она была дана. То есть, по всей видимости, запрещается только насильственное убийство человека (а сперва, наверное, только соплеменника), исключая случаи самообороны, убийство по приговору суда и убийство врага на войне.* Да, Иисус Христос позднее расширил эту заповедь, запретил напрасный гнев и безосновательные оскорбления, сказав: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной" (Мф, 5:21-22).
Но мотив совершения эвтаназии - это не гнев.
Кроме того, во второканонической книге Иисуса Сираха сказано: "лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь" (30:17), которые можно истолковать как совет совершить самоубийство для спасения от этих двух несчастий. Православный христианин, хотя и не должен, но вполне может согласиться с этим ветхозаветным богословским авторитетом.
Широко распространенное мнение гласит, что единственный возможный взгляд для православного христианина на эвтанию - это взгляд, согласно которому это грех, закрывающий ворота рая для эвтаназируемого, и грех, закрывающий воротая рая до покаяния, тем, кто ему помогал в этом.
Это не так.
На Вселенских Соборах не было принято догмата даже о том, что эвтаназия - это грех, уже не говоря о принятии догмата о том, что эвтаназия - это грех, закрывающий ворота рая для эвтаназируемого, и грех, закрывающий воротая рая до покаяния, тех, кто ему помогал в этом. Значит, православные христиане могут иметь насчет нее самые разные точки зрения. Православие, как и многие другие течения христианства, вообще очень и очень плюралистичная конфессия. Лично я считаю, что эвтаназия - это просто грех, в очень редких случаях - страшный, а часто - очень небольшой.
Точка зрения православного, который благожелательно относится к практике эвтаназии, может основываться, к примеру, на следующих рассуждениях:
Эвтаназия - это милосердное прекращение жизни человека, спасение его от ужасного существования.
Да, шестая заповедь декалога гласит "Не убий". Но тут имеет место немного некорректный перевод. Этой заповедью запрещается действие, чей смысл близок к значению английского глагола to murder. Ею запрещается убийство, которое является преступлением с точки зрения законов того времени, когда она была дана. То есть, по всей видимости, запрещается только насильственное убийство человека (а сперва, наверное, только соплеменника), исключая случаи самообороны, убийство по приговору суда и убийство врага на войне.* Да, Иисус Христос позднее расширил эту заповедь, запретил напрасный гнев и безосновательные оскорбления, сказав: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной" (Мф, 5:21-22).
Но мотив совершения эвтаназии - это не гнев.
Кроме того, во второканонической книге Иисуса Сираха сказано: "лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь" (30:17), которые можно истолковать как совет совершить самоубийство для спасения от этих двух несчастий. Православный христианин, хотя и не должен, но вполне может согласиться с этим ветхозаветным богословским авторитетом.
Многие СМИ убеждают нас, что каждый человек имеет право сам распоряжаться своим телом, своей жизнью. В том числе, и убивать себя. И что бывают случаи, когда у самоубийцы просто нет другого выхода. Многим начинает казаться, что и Церковь теперь относится к суициду иначе. Если и не допускает его, то считает чем-то не таким уж страшным, почти обыденным. А тут еще и самоубийства священников, которые время от времени случаются в России...
То есть, по всей видимости, запрещается только насильственное убийство человека (а в сперва, наверное, только соплеменника), исключая случаи самообороны, убийство по приговору суда и убийство врага на войне.*
К слову, в православии убийство на войне всегда считалось убийством, пусть даже вынужденным. Поэтому особо поминают воинов (обрати внимание: с должностями называют только священнослужителей и воинов).
К слову, в православии убийство на войне всегда считалось убийством - в смысле, всегда считалось убийством, являющимся грехом против шестой заповеди?
На случай, если я тебя правильно понял, приведу эти слова святителя Филарета Московского из его катехизиса, которые говорят о том, убийство на войне грехом против шестой заповеди не является:
Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество.
Убиение на брани отцы наши (См. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия.
Дайте, пжлст, ссылку на дневничок )
Жаль. Жаль.