Да, это он, верхний предел, апофеоз отчаянья!
М.Щербаков
Что, если, доверчиво блуждая в темных
подземельях мироздания, вы обнаружите
истины столь ужасные и отвратительные,
что знание их обратит все ваше существование
в бесконечный кошмар?
"Рильме гфурку"
Все маршруты ведут замерзших
В вечный холод и пустоту
Fleur
М.Щербаков
Что, если, доверчиво блуждая в темных
подземельях мироздания, вы обнаружите
истины столь ужасные и отвратительные,
что знание их обратит все ваше существование
в бесконечный кошмар?
"Рильме гфурку"
Все маршруты ведут замерзших
В вечный холод и пустоту
Fleur
Воистину ужасная повесть. Пожалуй, самое ужасающее произведение из тех, что я читал. Сказать, что окончательная смерть по сравнению с участью уготованной главным героям - это спасение, значит не сказать ничего.
Я прочитал её позавчера (по диагонали - на большее у меня не хватило духа), и картины из неё до сих пор преследуют меня. Герои пытаются избавиться от своего бессмертия, постоянного цикла возрождения в аду космического корабля, самыми разными способами (в том числе, кушая ложечкой свои мозги, и пытаясь умереть настолько мучительно, что боль окончательно разрушит рассудок до той степени, что нечему будет возрождаться). В финале одна из их попыток всё-таки достигает успеха, вот только результат оказывается совершенно не тем. Ну, совершенно. Иного от мастера несчастливых концов и ждать не стоило.
Возможно, хрестоматийный дантовский ад местами куда ужаснее участи главных героев, но есть одно "но" - ад Данте описан глазами путешественника по аду, а этот мир - глазами тех, кому суждено оставить всякую надежду.
Я подозреваю, что написать произведении которое было бы тошнотворнее этого - невозможно.
С одной стороны, я не могу советовать его никому. С другой стороны, я считаю, что его должны прочитать все христиане, прежде чем решать вопрос о существовании и вечности адских мук и о том, кто именно отправится в ад (кстати, некоторые верующие считают, что нераскаянного прелюбодеяния для этого достаточно).
Великолепно сказал Бердяев: Не только все умершие должны быть спасены от смерти и воскрешены, но все должны быть спасены и освобождены от ада, выведены из ада. Это есть последнее, предельное требование этики. Все силы своего духа направляй на освобождение всех из ада, на выведение всех из ада. В направлении своей деятельности не только не создавай ада, а всеми силами разрушай его. Не созидай ада, вталкивая в него «злых». Не представляй себе Царство Божье слишком посюсторонне и по-человечески, как победу «добрых» над «злыми», как изоляцию «добрых» в светлом месте, а «злых» в темном месте. Это предполагает очень существенное изменение нравственных оценок и актов. Нравственная воля должна быть прежде всего направлена на всеобщее спасение.
Впрочем, произведение темы религии не касается совершенно, а его автор - скептик и атеист. Более того, в реальности произведения Отчаяние - это конечная участь ВСЕХ людей, а не только только тех двух несчастных ученых, которые отправились в путешествие в далекий, страшный и неизвестный космос.