О "рабе Божьем"
Есть мнение, что такое наименование унизительно и что с помощью этого выражения религия воспитывает в людях рабское самосознание. Я же утверждаю, что раба воспитывают неправильные толкователи-христиане этого выражения, а также идиоты-родноверы в идиотах-христианах - но никак не само христианство. Это понятие можно толковать самыми разными способами. В этом сообщении я собрал те понимания этого выражения, которые не унижают человеческое достоинство.
В православии это выражение прижилось из-за некорректного перевода с древнегреческого, где "раб" и "сын" обозначались одинаково.
Теперь о "рабе божьем" подробнее. Вы не совсем правильно воспринимаете это выражение, по-моему. Оно возникло в жестко иерархическом обществе, когда каждый, кроме верховного правителя, был чьим-то рабом. Что в Римской империи, что в Средние века...
Если помните, в учебнике для 5 класса принцип вассалитета излагался так: "вассал моего вассала - не мой вассал". И объявить себя вассалом Бога означало объявить о своей полной свободе, понимаете? Раб Божий - не раб никому на земле. Это высшая гордость (не гордыня), а не унижение.
Александр Домингес
Следует отметить, что библ. выражение "раб Божий" имело возвышенный смысл, означая того, кто служит Божественной воле. В этом смысле Сам Мессия именовался "Рабом" (см. ст. Служителя Господня гимны). Однако НЗ отклоняет наименование "раб" для верных, когда речь шла о рабе как невольнике, "Я уже не называю вас рабами, — говорит Христос Спаситель, — ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Ин 15:15).
протоиерей Александр Мень
Раб Божий - это выражение, унизительное не более чем устаревшее "ваш покорный слуга", оба эти выражения могут служить всего лишь этикетной формулой в зависимости от человека, который их применяет.
Василий Азимов
Социальное рабство - это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя "рабами Божьими", но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в "странную" фразу "я раб Божий" человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.
диакон Михаил Першин
В очередной раз встречаю "как можно называть себя рабами?" применительно к христианству. Мол не раб я, и оскорблять не надо.
Но задуматься, откуда термин взялся и что было в оригинале, как то народ не желает.
А использовалось слово "doulos" в значении подчиняющийся воле Господа. Судя по всему, первым себя так назвал апостол Павел в послании к римлянам. Обратите внимание, речь не о подчиненном, а подчиняющимся, человек не есть раб (вещь) Господа, а его слуга, помощник, делающий все во имя Его.
К примеру в английском переводе используют слова Lord и servant, в немецком Herrn и knecht. Фактически "солдат божий"
Почему же в церковнославянском переводе "раб божий", ну так потому же! Речь то о живущем в Его доме и приносящим пользу Ему. Ближайший синоним "дворянин Бога". Но во времена перевода Библии на Руси не было феодализма, а был патриархальный род, семья, причем разницы между кровными родственниками и работниками почти не было. Глава семьи мог, как и в Древнем Риме, продать внука в рабство или усыновить работника.
И еще, то же самое слово "doulos" использовалось по отношению и к самому Христу, сказано «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).
Сергей Телицын